1 марта 2022 г. вступил в силу утвержденный приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок, приказ №871).
Прежде всего отметим, что документация по инвентаризации, утвержденная до вступления в силу приказа №871, признается действующей и подлежит корректировке в отдельных предусмотренных Порядком случаях.
Новый Порядок в числе прочего установил требования к инвентаризации выбросов от передвижных источников, то есть закрыл имевшийся правовой пробел. Напомним: в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» приведено требование от инвентаризации выбросов как от стационарных, так и от передвижных источников.
С учетом вступления в силу нового Порядка (в контексте необходимости инвентаризации выбросов от передвижных источников) отметим, что Порядок не содержит положений, прямо указывающих на срок, до наступления которого хозяйствующим субъектам необходимо обеспечить корректировку данных инвентаризации в целях включения сведений о выбросах от передвижных источников.
Однако Порядком установлены общие основания для проведения корректировки, которую необходимо будет осуществить тем хозяйствующим субъектам, чья документация по инвентаризации выбросов перестанет соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
При этом, согласно абз. 2 п. 2 приказа №871, в случае если утвержденная до 1 марта 2022 г. документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям нового Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена до 1 марта 2023 г.
Кроме того, в соответствии с п. 45 Порядка, данные инвентаризации корректируются в том числе в случае: «изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха».
Смело можно предположить, что правила проведения инвентаризации выбросов передвижных источников будут рассматриваться правоприменителями как новые требования законодательства, которым не соответствует документация по инвентаризации выбросов, разработанная (составленная) до 1 марта 2021 г.
В чем же особенности инвентаризации передвижных источников выбросов?
Новый Порядок предусматривает, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются не только стационарные, но и передвижные источники загрязнения воздуха (ИЗАВ), которые:
-
постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ);
-
принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ.
В качестве передвижных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
-
автомобильный транспорт, строительная,сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным ИЗАВ, постоянно или временно эксплуатируется (функционирует) на объекте ОНВ;
-
самолеты и иные воздушные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ;
-
железнодорожный транспорт, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующий) на объекте ОНВ;
-
водные суда, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующие) на объекте ОНВ.
Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ.
Исключение в случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
В ходе инвентаризации выбросов для передвижных ИЗАВ определяются скорости движения по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования).
Список выбрасываемых загрязняющих веществ от передвижных ИЗАВ составляется на основе данных об эксплуатирующихся (функционирующих) на объекте ОНВ передвежных ИЗАВ, а также на основе сведений об используемом топливе.
Здесь сделаем оговорку: весьма справедливым выглядит утверждение о том, что при инвентаризации выбросов не надо учитывать условные передвижные ИЗАВ, которые хотя и принадлежат владельцу объекта ОНВ и находятся на его территории, но тем не менее по каким-либо причинам не эксплуатируются, не функционируют на объекте, в отношении которого проводится инвентаризация выбросов.
Существует точка зрения, что Порядок якобы требует учета выбросов от передвижных ИЗАВ, которые:
-
принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ;
-
не принадлежат владельцу объекта ОНВ, но постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте ОНВ.
По мнению Центра правовой экологии, данный подход предлагает необоснованно расширительное толкование положений Порядка.
В соответствии с новым Порядком для определения показателей выбросов от передвижных ИЗАВ используются преимущественно расчетные методы. В случае использования инструментальных методов должно быть приведено обоснование такого выбора.
Для передвижных ИЗАВ при инвентаризации выбросов определяются значения максимальных разовых выбросов (в г/с) и суммарных годовых (валовых) выбросов (в т/год).
Определение показателей выбросов от передвижных ИЗАВ расчетным методом осуществляется с использованием методик расчета выбросов в соответствии с областью их применения, при этом учитывается количество функционирующих на объекте ОНВ передвижных ИЗАВ, их виды, используемое топливо.
Расчеты выбросов проводятся отдельно для каждого из стационарных ИЗАВ, для передвижных ИЗАВ и документируются с приложением исходных данных, источников их получения, с описанием процедуры расчета и указанием применяемых методик (методов) расчета.
Для объекта ОНВ отдельно рассчитывается сумма годовых выбросов загрязняющих веществ от передвижных ИЗАВ.
Данные о выбросах от передвижных ИЗАВ оформляются в таблице. Рекомендуемый образец приведен в таблице 3.8 придложения 3 к Порядку.